Как настроить свой "парус"

Профилактика синдрома разбитого корыта

Вы уже придумали свой бизнес, и, скорее всего, он у вас уже работает. Помните Алые Паруса? Из этой повести я впервые узнал, что такое бриз, и почему рыбаки на парусных судах активно пользуются ветром с моря для возвращения и ветром с берега для отплытия.


Ясно, что ни один нормальный человек не будет открывать бизнес на падающем рынке с мыслями «Хочу бистро, и чтобы друг там работал», как герой фильма «Невезучие».


Мы начинаем свои проекты, если чувствуем попутный ветер, который дует в нашу идею. В переносном, конечно же, смысле. Но вот ваше судно (надеюсь, вы не назвали его «поБеда» как капитан Врунгель?) бодренько так набрало ход, рассекает волну и дает растущий оборот. И вот у нас уже кабинет с мебелью, мысли про филиалы по всей стране, дистрибьюторские поставки, помыслы о создании свой сети.


Первый важный момент. Для сохранения темпов роста нужно постоянно подруливать. Об этом все знают и все это делают. Не будем останавливаться.

А вот про второй важный момент все забывают. Про то, что ветер меняется. Капитан может хитрым образом настроить паруса, чтобы движение было в нужном направлении.


Итак, ветер — это спрос на товар или услугу, которой мы занимаемся. Нужно каждый месяц измерять тренды. Это легко делается через Google Trends и систему Wordstat рекламной платформы Яндекс.Директ.

Если видим рост, а у вас ощущение ослабевания ветра, ищем проблемы у себя. Возможно плохие цены или неприемлемые сроки.

А вот если заметили сокращение роста, нужно крепко задуматься. Скорее всего через год-два начнется спад. Цены упадут, рентабельность окажется близкой к нулю. Начнется этап поглощения и слияния компаний конкурентов, кто-то выйдет из бизнеса, кого-то выгонят, кто-то обанкротится. Поэтому на этапе замедления роста тренда, нужно попробовать продать бизнес более крупному игроку или же придумать, как успеть выйти на смежный рынок с растущими трендами и нормальной рентабельностью.

Делать это нужно, повторюсь, не когда начинается спад, а когда замедляется тренд роста. В этом случае у вас есть год-два для сохранения бизнеса. Если не сделаете шаги, то бизнес сначала станет менее рентабельным, потом будете работать не поднимая головы, чтобы сделать дофига новинок, выполнить плотный план продаж, затем пойдет работа в ноль, а потом убытки. А как только начнутся убытки, лично вы быстро потеряете то, что зарабатывали годами.


PS. Оснащение нашего судна двигателем как бы решает проблему ветра. Но двигатель в нашем случае это какой-то божественный поток нескончаемых заказов. Такое в нашей стране бывает при госзаказах и в монополиях. Но я в своих карточках буду рассказывать только лишь о честной рыночной экономике.